Содержание одпу тэ
Суд решил, что требования истца обоснованы и за управляющими организациями закреплена обязанность по установке, ремонту и замене приборов учёта в МКД, поддержанию их в состоянии постоянной готовности к осуществлению поставок коммунальных ресурсов. 3. Решение №2-1746/2015 Первомайского районного суда города Мурманска от 11.04.2015. Администрация города обратилась в суд с иском на управляющую организацию. В МКД стоял общедомовой прибор учёта тепловой энергии, который УО демонтировала, а начисления собственникам вела по нормативам.
Собственники были недовольны такой ситуацией и обратились в администрацию с жалобой. Суд указал, что управляющая организация должна поддерживать общее имущество МКД в надлежащем состоянии.
Уральский округ
► Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.04.2018 N Ф09-1205/18 по делу N А71-4943/2017
Признали незаконным представление прокуратуры, требовавшей учитывать показания 1 счетчика, установленного в отношении нескольких домов.
► Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30.08.2017 N Ф09-4719/17 по делу N А60-54620/2016
Суд признал незаконным предписание органа жилищного надзора: тот требовал от ТСЖ оснастить каждый управляемый дом отдельным прибором учета.
Суд хоть и согласился с тем, что законом не предусмотрена установка одного общедомового прибора учета для определения объема поставленного коммунального ресурса в отношении нескольких многоквартирных домов, однако инспекция не установила фактическую возможность оснащения дома отдельным счётчиком:
ГЖИ в суде пыталась спихнуть на ТСЖ обязанность по определению такой технической возможности, но суд резонно отметил, что это надо было устанавливать в ходе проверки, а не после выдачи предписания.
► Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2019 N 17АП-6989/2019-АК по делу N А71-15933/2018
Орган надзора выдал управляющей компании из Ижевска предписание о перерасчёте корректировки из-за того, что организация учла показания узла учета тепловой энергии, рассчитывающего одновременно потребление многоквартирного дома и соседнего административного здания.
Суды согласились с законностью предписания, установив, что здания не являются единым недвижимым комплексом, поскольку имеют различные кадастровые номера, почтовые адреса, а также различный вид использования земель, на которых они расположены:
► Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суд от 31 октября 2019 г. N 17АП-14233/2019-АК по делу N А60-31606/2019
ТСЖ из Екатеринбурга успешно обжаловало предписание органа жилищного надзора. Тот хотел видеть начисление платы по нормативу, а не по одному счетчику на 2 дома. Суд учел результаты обследования поставщиком тепловой энергии о невозможности установки отдельного общедомового прибора учета тепловой энергии без реконструкции внутридомовых инженерных сетей и переврезки вводных трубопроводов системы теплоснабжения.
Надзорный орган указывал на то, что результаты обследования не дают права учитывать показания спорного прибора учета, ведь порядок начисления не зависит от технической возможности либо невозможности установки общедомового прибора учета.
Кроме того, выяснилось, что ТСЖ уже получало предписание об оснащении второго дома счетчиком. Было проведено обследование дома, после которого на общее собрание собственников вынесли вопрос о необходимости проведения реконструкции, капитального ремонта системы теплоснабжения, горячего водоснабжения многоквартирного дома для установки несчастного счетчика. Большинством голосов собственников решение не было принято, после чего первое предписание (об оснащении дома прибором учета) было снято с контроля.
Суды, признавая новое предписание незаконным, указали, что начисление платы по показаниям одинокого прибора учёта соответствует закону и отвечает целям правового регулирования оплаты энергетических ресурсов.
Эта публикация и весь остальной контент сайта написаны исключительно для моего телеграм канала ЖКХ и его подписчиков.
Если вы попали сюда случайно (не являетесь подписчиком блога в телеграм), то полученные из статьи знания могут быть фрагментарными: сама по себе заметка не отражает того контекста, в котором она написана
Возможно, что-то важное было опубликовано на канале чуть ранее или будет размещено позже. Поэтому рекомендую подписаться на сам канал или хотя бы посмотреть список публикаций на сайте.
Ещё сайт собирает cookie-файлы, а воровать посты с него — незаконно; подробную скучную правовую информацию об этом можно почитать здесь, а о самом авторе блога — на этой странице.
Счетчик с ИТП – тепловая независимость
Да, общедомовой счетчик снижает растраты на теплоэнергию до 30% и полностью окупается за 3 года, но хорошо бы не только отслеживать расход тепла, но и управлять ним. Устанавливая не только прибор учета, но еще и индивидуальный тепловой пункт, потребители могут регулировать температуру теплоносителя, подающегося в систему. Также благодаря ИТП становится возможным регулировать давление в системе – это весомый плюс, учитывая возможную частоту его перепадов, влекущую за собой прорывы труб.
Не секрет, что в многоквартирных домах тепло может распределяться между квартирами неравномерно. Причина этого явления кроется в разбалансировании отопительной системы. Согласитесь, знакомая ситуация: в квартирах на верхних этажах труднопереносимая жарища, в то время как на нижних батареи чуть теплее ледяных (или наоборот). ИТП с легкостью устраняет и эту проблему.
Оборудовать его достаточно просто: теплообменник, парочка насосов, разводка и непосредственно сам теплосчетчик.
Законодательная основа
Монтаж устройств обязателен для всех многоквартирных домов. Что регулируется Федеральным Законом №261-ФЗ от 23.11.09 г. И поправками, вступившими в силу 10.08.18 года, «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Однако выполнение этого закона сопряжено с некоторыми особенностями:
- Приобретение, монтаж и пуско-наладочные работы оплачивают жильцы дома. А после ввода в эксплуатацию оборудование становится домовым имуществом. Причем затраты на приобретение, проект и ввод в эксплуатацию составляют достаточно большие суммы;
- Для поддержания оборудования в работоспособном состоянии необходимо регулярное техническое обслуживание. Оно тоже ложится на плечи жильцов. А при заключении с УК договора на обслуживание жильцам будут выставлены счета за ТО;
- Закон не регламентирует выход оборудования из строя. Если показания счетчика будут завышены, жильцы ничего не смогут доказать. Им придется оплачивать тепло на основании показаний прибора;
- Жильцы неприватизированных квартир могут не выплачивать стоимость общедомового счетчика на тепло. По закону все расходы должен нести собственник здания. Это может быть муниципальная власть или организация, в ведомстве которой находится собственность.
Кто должен ставить общедомовой счетчик на отопление, плюсы монтажа
Монтаж производят специалисты, которых нанимает служба ЖКХ дома. Оплачивают установку жильцы многоквартирного дома. Общедомовой счетчик фиксирует общее количество тепла, которое поступает в многоэтажку. Именно поэтому стоит детальней разобраться в выгоде такого устройства.
Плюсы использования общедомового счетчика:
- Можно сэкономить на оборудовании, так как самостоятельная установка обойдется достаточно дорого. Стоимость общедомового прибора разделяется между всеми жильцами.
- Каждый теперь будет более бережно расходовать тепло. Жильцы будут более ответственно относиться к открытым дверям подъезда или поврежденному окну.
К недостаткам относится высокая стоимость прибора. При этом устройство может выйти из строя, а его ремонт опять придется оплачивать жильцам. Но главный минус заключается в невозможности сэкономить на обогреве квартиры за счет меньшего потребления тепловой энергии.
Чтобы рассчитать потребляемое тепло, берут данные счетчика и делят на площадь помещения. Конечно, от установки таких счетчиков есть определенная выгода. В противном случае оплата проходила бы по завышенным коэффициентам. Но вместе с этим нельзя регулировать подачу тепла, что является значительным недостатком.
Зачем нужен общедомовой прибор учета
Общедомовой прибор учета позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в рамках дома и фиксировать реальные объемы поставленного ресурса — воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, ОДПУ устанавливается для того, чтобы не переплачивать за объем потерь на магистральных сетях поставщика.
Расходы на коммунальные услуги формируют 2 фактора: объем потребленного ресурса и утвержденные тарифы. Тарифы на услуги ЖКХ растут каждые полгода, и повлиять на их рост у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор — объем потребленного ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить расходы.
Установка ОДПУ позволяет:
- оплачивать за потребление ресурса по факту;
- разграничить убытки за потери на магистральных сетях между РСО и собственниками;
- фиксировать потерю ресурсов.
Таким образом, наличие ОДПУ — это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.
Нужен ли общедомовой счетчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учета
Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления, в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы, выставляется еще общедомовой расход (ОДН).
В идеале, в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомовых территорий. Но на практике, под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтен индивидуальными приборами учета — в том числе, всевозможные протечки. В результате, объем ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных размеров в 30% от индивидуального потребления и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5-2%.
При отсутствии общедомового прибора учета, определить, где находятся протечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до дома.
Наличие общедомового учета дает возможность оплачивать только тот ресурс, который действительно был поставлен в дом.
Само по себе наличие общедомового счетчика не спасает от завышенного ОДН — остаются еще протечки внутри самого дома и еще около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов.
Однако установка общедомового счетчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.
В каких домах необходима установка общедомового прибора учета
Установка общедомовых приборов учета зависит от степени благоустройства дома. Общедомовые счетчики воды, электроэнергии, газа и тепла в обязательном порядке должны быть в домах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, а также к системам:
- централизованного теплоснабжения;
- централизованного водоснабжения;
- централизованного газоснабжения;
- другим системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
При этом такие требования не распространяются на ветхие, аварийные объекты, и на объекты, в которых:
- мощность потребления электрической энергии составляет менее 5 кВт⋅ч;
- максимальный объем потребления тепловой энергии составляет менее двух десятых Гкал/ч;
- максимальный объем потребления природного газа составляет менее 2 м³/ч.
Кто оплачивает установку\замену счетчиков воды в квартирах в 2020 году, в том числе – в новостройках?
Установкой счетчиков на воду занимается Управляющая компания или сотрудники ЖКХ.
Собственники квартир в 2020 году не имеют права самостоятельно заменить, демонтировать или вообще каким-либо образом снять прибор учета. Владельцы и жильцы квартиры должны обратиться в соответствующую компанию — и попросить выехать специалиста для замены счетчика.
Возможно, вас попросят лично прийти и написать заявление.
Мастер обязательно должен перед работой предоставить документы, подтверждающие его специальность и разрешение на обслуживание соответствующего оборудования. Специалист должен не только снять пломбу, отремонтировать прибор учета, но и вновь его опломбировать.
Что касается оплаты за установку/замену счетчиков воды, то оплачивать все расходы будет собственник. Однако — не во всех случаях.
Законом РФ предусмотрена возможность воды для определенных категорий граждан.
Перечислим, кто может бесплатно поменять водомер:
- Малоимущие граждане.
- Участники ВОВ, труженики тыла, реабилитированные граждане, вдовы погибших участников Отечественной войны.
- Недееспособные граждане 1 или 2 группы.
- Семьи с ребенком-инвалидом.
На территории некоторых субъектов Российской Федерации, местными законами предусматривается право на бесплатную установку и замену учётных приборов пенсионерам.
Есть ли льгота в вашем регионе — узнайте в Управляющей компании или ЖКХ.
А как же быть с водомером в новостройках?
С наступлением 2019 года стал рассматриваться закон ФЗ-№261. Как только он вступит в силу, все квартиры в новостройках будут реализовываться с уже установленными приборами учета.
Застройщик обязан обязательно устанавливать счетчики на воду в том количестве, сколько требуется в конкретную квартиру — то есть, на каждую трубу водоснабжения, как холодного, так и горячего, а также общедомовой прибор учета. Это означает, что все жилые помещения должны вводиться в эксплуатацию с такими приборами.
Жильцы при осмотре помещений должны обязательно обращать на внимание, и не подписывать передаточный акт при их отсутствии, так как такое жилье не будет введено в эксплуатацию и принято государственной комиссией
Общедомовые приборы учета
Для начала стоит отметить, решение об установке в многоквартирных домах учетного оборудования коллективного назначения было принято еще в 2009 году. Такое правило было закреплено в Законе «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности». Однако само правило начало действовать с середины 2012 года.
Закон устанавливает, что установка подобных приборов не является обязательным, а имеет рекомендательный характер. Таким образом, те, кто проживают в МКД, могут устанавливать такое оборудование на свое собственное усмотрение.
Холодной воды
Для установки общего учетного оборудования на весь дом для учета расхода холодной воды необходимо, чтобы система водоснабжения в доме была единой. Так, если часть жилых помещений в доме снабжается водой из другой системы, то прибор установить не получиться.
Хотя с инженерной точки зрения проблема признаётся решаемой, с правовой точки зрения возникает конфликт между решением самих жильцов и позицией коммунальной организации. Как правило, если дом обеспечивается водой из двух и более систем водоснабжения, то и предоставляют данную услугу несколько коммунальных организаций.
При таком положении вести общий учет расхода воды во всем многоквартирном доме будет проблематично. Самое главное подобрать подходящий прибор учета воды.
Горячей воды
С горячей водой при установке прибора учета горячей воды для всего дома примерно та же проблема. Особенность заключается в том, что снабжающая коммунальная организация итак ведет учет горячей при выходе.
Таким образом, необходимо уточнять в коммунальной организации, ведется ли учет горячей воды при выходе, ведь при таком случае установка общедомового учетного оборудования потеряет свой смысл.
С другой стороны, жильцы смогут при помощи такого прибора проверять правильность направляемых им квитанций.
Общедомовые приборы учёта тепловой энергии
Для учета тепловой энергии не устанавливались никакие ОДПУ тепловой энергии. Как правило, обязанность по оплате за тепло исполняется в соответствии с нормативами, устанавливаемыми соответствующими региональными властями.
Указанные нормативы рассчитываются на площадь каждого отапливаемого помещения, из чего и складывается сумма к оплате. Таким образом осуществить общий учет тепловой энергии в многоквартирном доме представляется невозможным, так как не все помещения в нем отапливаются.
Однако закон устанавливает, что ныне расход тепловой энергии будет учитываться при помощи учетного оборудования, устанавливаемого на энергетическом узле.
Электроэнергии
Вести общий учет электроэнергии гораздо проще, чем с другими видами коммунальных услуг. Так, сколько бы источников получения электроэнергии не было подключено к дому, общий учет можно осуществлять просто проведя через них всех общую линию.
Вместе с тем на жильцов ложиться дополнительная нагрузка в виде доплаты за электричество. Ведь электричество имеет свойство расходоваться при передаче через провода. Так что расхождения в показаниях общего счетчика и общих показаний всех счетчиков жильцов будут большими.
Другой вопрос, кто именно будет оплачивать это расхождение? Кто обязанный человек?
Кому принадлежат ОПУ?
Прежде всего надо разобраться, в чьей собственности находятся общедомовые приборы учета.
Согласно Правилам 491 общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов включаются в состав общего имущества (далее – ОИ). Такое правило установлено для ОПУ холодной, горячей воды и газа (п.5 Правил 491), ОПУ тепловой энергии (п.6 Правил 491), ОПУ электроэнергии (п.7 Правил 491). Приведенные нормы императивны, они указывают на безусловное включение ОПУ в состав ОИ.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ, частью 1 статьи 290 ГК РФ, общее имущество в многоквартирном доме принадлежит именно собственникам помещений в таком доме. Согласно преамбуле уже упомянутых Правил 491 «Настоящие Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее — общее имущество)».
Из вышесказанного следует, что ОПУ коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества, а само ОИ находится в собственности собственников помещений в МКД. То есть, правом собственности на общедомовые приборы учета обладают собственники помещений в МКД.
Интересно, что лжетеоретики не оспаривают право собственности собственников помещений на ОПУ, однако считают вполне допустимым, что приобретение такого оборудования как ОПУ в собственность собственников помещений в МКД может осуществляться за счет других лиц – тех же РСО, УО/ТСЖ/ЖСК.
А может быть, сторонники лжетеории допускают возможность нахождения ОПУ в собственности установивших их организаций (РСО или УО/ТСЖ/ЖСК)? Но тогда, например, в случае смены поставщика коммунального ресурса или лица, управляющего домом (либо при смене способа управления МКД), собственник ОПУ имеет право демонтировать ранее установленный ОПУ и использовать его по своему усмотрению. Да и в процессе эксплуатации ОПУ организация, владеющая прибором, может не допускать собственников помещений к такому прибору, да и вообще делать с этим ОПУ что угодно.
Однако, жилищное законодательство не допускает права распоряжения прибором учета управляющими или ресурсоснабжающими организациями, а наделяет такими правами собственников помещений в МКД. При этом, как сказано ранее, ОПУ входит в состав ОИ, принадлежащего тем же собственникам помещений в МКД.
Ни одной нормой действующего законодательства ни на какое лицо не может возлагаться обязанность приобретения какого-либо имущества за свой счет с целью последующей безвозмездной передачи этого имущества другим лицам.
Не является исключением и ОПУ. Недопустимо обязывать РСО (деятельность которой регулируется, и регулятор не допускает безвозвратных расходов на приобретение ОПУ), УО (которая исключительно исполняет договор управления – то есть, выполняет те работы, которые предусмотрены договором, за счет средств собственников, внесенных в качестве оплаты услуг в размере, определенном тем же договором) или ТСЖ/ЖСК (которые являются некоммерческими организациями и действуют строго по утвержденным сметам доходов и расходов) нести некие дополнительные расходы на установку ОПУ без последующей компенсации понесенных расходов.
Кто оплачивает установку ОПУ?
Как указано ранее, для того, чтобы УО или ТСЖ осуществили установку ОПУ, необходимо соответствующее решение общего собрания либо собственников помещений, либо членов ТСЖ.
При этом действующее жилищное законодательство РФ не дает собственникам помещений права принять решения о возложении на лицо, управляющее МКД, обязанности по установке ОПУ, не принимая при этом решения о порядке финансирования такого вида работ.
В случае, если домом управляет УО, документом, регламентирующим отношения УО с собственниками помещений в МКД, является договор управления.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ «По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме…».
УО – не благотворительная организация, а коммерческое юридическое лицо, которое предоставляет собственникам помещений в МКД услуги по управлению домом и содержанию общего имущества исключительно за плату. Это утверждение справедливо, в том числе, и в отношении работ по установке ОПУ.
В случае управления домом ТСЖ, указанная организация действует в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной общим собранием членов ТСЖ. И при отсутствии работ по установке ОПУ в этой смете ТСЖ не сможет указанные работы выполнить. Если же указанные работы учтены в смете, оплатить эти работы должны именно собственники помещений.
Часть 1 статьи 137 ЖК РФ устанавливает:
«1. Товарищество собственников жилья вправе:
…
2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;
3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме».
Исходя из представленных норм именно собственники помещений обязаны оплатить работы по установке ОПУ.
Закон 261-ФЗ, которым, как уже сказано ранее, установлена обязанность именно собственников помещений в МКД оборудовать дом ОПУ, указывает, что если собственники не выполнили своей обязанности в установленный срок, то они должны обеспечить доступ организации, устанавливающей ОПУ к местам установки таких приборов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
При этом часть 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ устанавливает:
«В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом … граждане — собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 — 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления».
То есть, собственникам помещений может быть предоставлена рассрочка на оплату на пять лет. В этом случае стоимость работ и услуг подлежит увеличению (процент увеличения не должен превышать ставку рефинансирования).
Если же собственник вообще отказывается оплачивать расходы на установку ОПУ, то оплата таких расходов будет взыскана с этого собственника принудительно, а кроме нее будут взысканы и расходы на принудительное взыскание.
Аналогичную норму об обязанности именно собственников помещений оплачивать работы по установке ОПУ содержит и пункт 38.1 Правил 491.